4 сентября 2001 года в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (РПСМ).
На пресс-конференции обсуждалась ситуация с правовой защитой моряков, работающих на судах под иностранным флагом, которые заходят в Морской порт Санкт-Петербурга.
Как сообщил председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня, Санкт-Петербург остается единственным из крупнейших портов мира, где моряки с судов под удобным или иным иностранным флагом, а также, и под российским флагом, но имеющих другой порт приписки и судовладельца, зарегистрированного в другом российском городе, лишены возможности судебной защиты. В результате этого создаются благоприятные условия для произвола недобросовестных судовладельцев.
Причина сложившегося положения в том, что суды Санкт-Петербурга стали отказываться принимать к рассмотрению иски моряков о защите их нарушенных прав по вопросам выплаты заработанной платы и других причитающихся выплат. Мировая практика рассмотрения подобных споров показывает, что действительную гарантию положительного результата дает арест судна. Но Кировский Федеральный суд Санкт-Петербурга (на территории Кировского района находится основная часть территории Морского порта) отказывается принимать иски моряков к рассмотрению. По словам главного инспектора Балтийской территориальной организации РПСМ, суд мотивирует свой отказ тем, что по ст. 129 ГПК РФ, регулирующей принятие заявки по гражданским делам, ответчик неподсуден, так как не имеет имущества, постоянно находящегося на территории Кировского района. В качестве конкретных примеров речь шла о т/х "Скорпио" (флаг Камбоджи), "Борзна" (флаг Мальты).
Судебные органы Санкт-Петербурга отсылают моряков за разрешением своих претензий и проблем в такие страны, как Камбоджа, Белиз, острова Сент-Винсент и другие подобные страны, само посещение которых может оказаться небезопасным. По словам Александра Бодня, регистрация судов в таких странах происходит по обычной почте, так что говорить об имуществе ответчика в этих странах тоже не имеет никакого смысла.
РПСМ намерен и дальше продолжать борьбу со сложившейся ситуацией, используя положения "Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов" 1952 года.
РПСМ был учрежден 25 ноября 1991 года и является крупнейшим профсоюзом на морском транспорте, насчитывающим порядка 50.000 членов профсоюза и более 40 первичных профсоюзных организаций во всех морских регионах страны.
С 1993 года РПСМ является первой в отечественной истории членской организацией Международной Федерации транспортников (International Transport Workers' Federation) , представляющей собой старейшее (более 100 лет) и крупнейшее (порядка 5 млн. чел) - объединение национальных профсоюзов работников транспортных отраслей.
Александр Руднев // SeaNews