Судоходная компания Совкомфлот истратила около $90 на приобретение новых судов. В начале августа флот компании пополнился двумя крупнотоннажными танкерами класса Афрамакс (дедвейтом около 100 000 т). Танкеры, построенные в 1999 г. на верфи Daewoo в Южной Корее, приобретены у греческой шиппинговой компании Ангеликуссис Груп.
ОАО Совкамфлот, 100% акций которого находится в госсобственности, входит в тридцатку крупнейших шиппинговых компаний мира. Компания эксплуатирует 77 морских судов общим дедвейтом 2,5 млн т. Ключевым видом ее бизнеса, приносящим около 75% доходов, является перевозка нефти и нефтепродуктов. Основные маршруты. Нигерия - Мексиканский залив (США), Северо-Западная Европа - США, Прибалтика - Европа. Совкомфлот перевозит 35 млн т нефти в год, в том числе 1,5 млн т российской нефти из Новороссийска. Компания также оперирует 10 продуктовозами в Карибском бассейне. Выручка пароходства за первое полугодие 2001 г. составила $257 млн.
До последнего времени судов класса Афрамакс Совкомфлот не имел, хотя эксплуатация этого вида судов наиболее рентабельна. Они способны приносить около $50 000 фрахтовых доходов в сутки и окупаются в течение 7-8 лет. Семью аналогичными судами владеет Новороссийское морское пароходство (Новошип), другой российский гигант, составляющий конкуренцию Совкомфлоту на мировом рынке. У Совкомфлота было 13 крупных нефтеналивных судов, в том числе шесть - класса Суэцмакс (150-тысячников) и семь - класса ОВО (96 000 т дедвейта), считающихся устаревшими.
Как рассказал замдиректора Совкомфлота Игорь Борисенко, компания решила обновить флот, исходя из требований рыночной конъюнктуры. Клиенты из США и Европы, на которых мы ориентируемся, предпочитают не фрахтовать менее современные суда типа ОВО, - говорит Борисенко. Он утверждает, что покупка Афрамаксов обошлась Совкомфлоту примерно в $90 млн.
Замдиректора фрахтового бюро компании Совфрахт (привлекает грузы для российских судовладельцев) Николай Пономарев называет Афрамаксы наиболее ходовыми судами на рынке. Танкеры-стотысячники позволяют перевозить крупные партии нефти и заходить в крупнейшие мировые порты. В России Афрамаксы могут работать в Новороссийске, на Дальнем Востоке, а с вводом Балтийской трубопроводной системы лакомым рынком для них станет порт Приморск на Финском заливе. Совкомфлот, по словам Борисенко, уже готовится к началу работы там.
Борисенко говорит, что более 70% средств для покупки подержанных супертанкеров (это .эффективнее, чем заказывать строительство и 1-2 года ждать выполнения заказа) Совкомфлоту пришлось привлечь у европейских коммерческих банков. Как отмечает Пономарев, схема сделки исключает работу судов под российским флагом. Между тем аналогичной схемой намерено воспользоваться Приморское морское пароходство. Как сообщает Интерфакс, оно собирается направить около $75 млн привлеченных у иностранных банков кредитных ресурсов на строительство двух Афрамаксов в Хорватии.
Афрамаксы Новороссийского пароходства были построены в Японии в 1998-2000 гг. и зарегистрированы в Либерии. В этом году Новошип крупных приобретений флота не производил. Однако, как рассказал председатель совета директоров Новошипа, замминистра транспорта Владимир Якунин, на июльском совете директоров компания утвердила план обновления флота до 2005 г. и планирует привлечь на эти цели $180 млн. (Илья Хренников)
Ведомости 16.08.01