РАЗНИЦА
Лет пять-шесть назад, когда российские моряки только-только начали
выходить на международный рынок труда, их профессиональный авторитет был
непререкаем. Умелые - раз. Дисциплинированные - два. Не филиппинцы и
вообще не азиаты, то есть сильнее и выше ростом - три. Можно платить
меньше, чем европейцам и американцам - четыре.
Негативные качества стали проявляться позже. Во-первых, российские
моряки унаследовали от советских склонность в свободное от вахты время
выпить. Во-вторых, многие из них - опять же по старой памяти - любят
качать права и искать справедливость. В-третьих, в наших мореходках плохо
учили английский. В-четвертых, наши рослее, но не выносливее филиппинцев.
И западноевропейский судовладелец и грузоперевозчик постепенно стал
терять интерес к российскому моряку - как к рабочей силе.
Если формально сейчас в России зарегистрировано около 80 фирм по
трудоустройству моряков и крюинговых компаний, то фактически действует от
силы 3-4 десятка.
Один из самых крупных регионов - с точки зрения экспорта российских
моряков - Мурманская область. Вот что рассказала корреспонденту "i"
Татьяна КУЦЕНКО, ведущий специалист Миграционной службы Мурманской
области.
МОРЯКИ
Всего в Мурманской области зарегистрировано 14 фирм, имеющих право на
трудоустройство российских граждан за рубежом. Девять из них занимаются
моряками.
Во-первых, это судовладельческие компании, которые отдают свои суда
иностранцам в аренду - не только со всем оборудованием, но и с экипажем.
Тут народу едет, как правило, много - по 40-50 человек, такую отправку
можно спрогнозировать - это не только мотористы, это и командный состав.
Во-вторых, есть крюинговые компании, которые работают по подбору наших
моряков для работы на собственно иностранных судах - по заявкам
иностранных судовладельцев и грузоперевозчиков. Здесь все сложнее.
Кандидата в базу данных, конечно, внесут, но нет никаких гарантий, что
кто-то действительно пригласит его на работу. Требования с каждым днем
ужесточаются, помимо языка и компьютера, нужны профессиональные знания,
масса всевозможных допусков, умение работать со сложной аппаратурой.
Вот, например, норвежцы, нанимая персонал для плавания под своим
флагом, требуют подтвердить все квалификационные документы в консульских
службах и пройти специальное медицинское освидетельствование у врача
консульской службы Норвегии. Без этого - не возьмут. Тут у рядовых
матросов-мотористов шансов почти нет, нужен комсостав - старпомы,
стармехи, капитаны.
Но если возьмут - зарплата на судах второй группы намного выше, чем в
первом случае.
ОТЗЫВЫ
Обычному моряку попасть на судно под иностранным флагом довольно
трудно. Кому это удалось хотя бы однажды, изо всех сил старается там
удержаться. На судне действует система отзывов: каждый месяц капитан
составляет и отсылает в крюинговую компанию что-то вроде отчета о работе
того или иного члена экипажа. С теми, кто не очень хорошо себя
зарекомендовал, контракт на следующий срок просто не заключат.
Помимо моряков едут работать на иностранных судах геофизики и
геодезисты из Мурманска. Правда, в очень небольших количествах - по
два-четыре человека в год. Эта практика, начавшаяся еще в советские
времена, когда по контракту с Великобританией специалисты из нашего
мурманского НИИ геофизики отправлялись в экспедиции на британских
сейсмосудах. Теперь НИИ геофизики передала эти свои полномочия ООО
"Геотекперсонал". Требования к кандидатам для работы в качестве научных
сотрудников высоки: стаж не менее 5 лет, профильное образование,
безукоризненное знание английского языка.
Если же говорить о новых предложениях, то напомню, что не так давно
"Лукойл" купил акции Мурманского пароходства. Намечается строительство
нефтеперерабатывающего завода и разработка новых нефтяных платформ в
Баренцевом море - но не норвежских, а наших, российских.
Записала Надежда КУБАСОВА
//Из архивов газеты "iностранец"//