Роснефть хочет стать второй после ЛУКОЙЛа нефтяной компанией с собственным танкерным флотом. По мнению экспертов, суда понадобились Роснетфи для освоения сахалинского шельфа и вывоза нефти с Дальнего Востока. Первый танкер для госкомпании будет заложен в этом году на петербургских Адмиралтейских верфях.
Реализация этого проекта позволит нефтекомпании отказаться от услуг нынешних партнеров, которым компания сейчас платит до $3 млн в год.
Как сообщил пресс-секретарь Роснефти Александр Степаненко, программа строительства танкеров рассчитана на два этапа. Первый предполагает строительство сопутствующего флота, малых и средних танкеров дедвейтом 3000-5000 т, а также, четырех танкеров-ледоколов дедвейтом 20 000 т. Этот этап рассчитан на пять лет и обойдется компании примерно в $200 млн. Предполагается, что все суда, построенные в рамках первого этапа, будут использоваться на Дальнем Востоке. На втором этапе будут строиться танкеры дедвейтом 40 000-100 000 т для работы на Черном море.
Как объясняет Степаненко, свой танкерный флот нужен компании, чтобы самостоятельно доставлять нефть внутренним потребителям и на экспорт. Сейчас Дальневосточная морская компания (дочка Сахалинморнефтегаза, который входит в Роснефть) арендует танкеры у Совкомфлота и Приморского морского пароходства. Транспортировка нефти на собственных судах поможет сэкономить Я 0 с каждой тонны.
Недавно Роснефть подписала контракт с Адмиралтейскими верфями о строительстве первого танкера дедвейтом 20 000 т. Договор может быть пролонгирован. Степаненко не называет стоимость судна, но предполагается, что половина инвестиций первого этапа будет истрачена на строительство ледоколов. По словам Степаненко, Адмиралтейские верфи выбраны потому, что у них имеется положительный опыт строительства судов для ЛУКОЙЛа. Гигант строит свой танкерный флот на трех верфях, причем пять танкеров ледового класса изготовляются в Петербурге и первые три судна уже сданы заказчику Еще пять судов ледового класса, но меньшей грузоподъемности строятся на верфях компании MTW в немецком городе Висмаре. Кроме того, 10 танкеров типа река - море сооружаются в Волгограде.
По словам заместителя гендиректора Совкомфлота Игоря Борисенко, его компания предлагала Роснефти строить суда совместно, однако проект не дошел до стадии реализации. Скорее всего Роснефть будет использовать танкерный флот для завоза нефтепродуктов из Находки на север, например [губернатору Чукотки Роману] Абрамовичу, - считает Борисенко. По его оценке, фрахт подобного судна составляет порядка Я 0 000 в сутки, а для северного завоза -в несколько раз выше из-за тяжелых погодных условий.
По мнению аналитика UFG Дмитрия Авдеева, свой танкерный флот ледового класса Роснефти понадобится для освоения месторождений на сахалинском шельфе. Компании придется работать в условиях замерзающего океана, а ни у кого, кроме ЛУКОЙЛа, нет такого флота, - говорит Авдеев. (Анатолий Темкин, Илья Хренников)
Ведомости 19.09.01