Главная страница "Морской Петербург" Форум E-mail
Морской Петербург - навигатор моряка Изменения в Иммиграционном законодательстве Канады  
Главная > Морской Петербург > Иммиграция в Канаду > Изменения в законодательстве > рекомендации парламента
 
 
Вернуться на
"Изменения в Иммиграционном законодательстве Канады"

РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА ПО ИММИГРАЦИИ И ГРАЖДАНСТВУ ПО КРИТЕРИЯМ ОТБОРА
(22 марта 2002 г.)

21 марта 2002 года председатель комитета по иммиграции и гражданству нижней палаты Парламента (House of Commons) г-н Джо Фонтана (Joe Fontana) опубликовал отчет, в котором дается анализ предложеных министерством иммиграции и гражданства правил отбора иммигрантов, и даются в свою очередь рекомендации по их изменению. В отчете указано на то, что новый иммиграционный закон Bill C-11 принят как общая структура, и предусматривает дальнейшее наполнение его конкретными положениями, вырабатываемыми министерством иммиграции и гражданства. Для оценки уже выработанных положений комитет собирал рекомендации и замечания от заинтересоавнных лиц и организаций. Всего комитетом было заслушано "вживую" 45 лиц и организаций, а также изучены более 50 комментариев по Bill C-11, представленных в письменном виде. В числе организаций, принимавших участие в обсуждении и выработке рекомендаций, и чьи выводы легли в основу отчета комитета, была и компания DEST GROUP LTD. Нами совместно с адвокатом был подготовлен подробный анализ предложенных министерством иммиграции проходных требований для категории skilled workers, который был отослан 28-го января 2002 г. Министру иммиграции и гражданства г-ну Денису Кодеру (Denis Coderre) и членам правительства.

Обращаем особое внимание - приводимое ниже описание новых проходных требований для категории skilled workers - это только РЕКОМЕНДАЦИИ, разработанные комитетом нижней палаты Парламента. На данный момент по-прежнему остается неизвестным - в каком именно окончательном виде будут приняты и введены в действие 28-го июня 2002 г. новые проходные требования. Мы считаем, что есть высокая вероятность, что при разработке их окончательной редакции министерство иммиграции и гражданства серьезно и в полном объеме учтет приведенные ниже рекомендации комитета нижней палаты.

Ниже мы освещаем основные моменты в рекомендациях комитета по иммиграции и гражданству, которые касаются категории skilled workers, с нашими комментариями. Хотим отметить, что комитет нижней палаты в своем отчете особенно указал министерству иммиграции и гражданства на то, чтобы эти рекомендации были восприняты со всей серьезностью, и чтобы вырабатываемые министерством критерии базировались на рекомендациях, предложенных комитетом ("...The Minister [Hon. Denis Coderre] has clearly indicated that our recommendations will be given significant weight and we appreciate the open and receptive attitude he has demonstrated. The Committee would like to take this opportunity to invite the Minister and his officials to appear before us again following the revision of the regulations..." - глава Introduction)

Ключевые моменты.
  1. Система начисления баллов (предложенная министерством иммиграции и гражданства 17 декабря 2001 г.) пересмотрена кардинальным образом. Предложенная комитетом нижней палаты система более реалистична. В частности, набрать проходной балл по ней вполне доступно. Правда, следует отметить, что многим из тех, кто набирает баллы по ныне действующей системе, набрать проходной балл по новой системе будет сложнее (хотя и возможно).
  2. Проходной балл предлагается установить на планке 70 (в противоположность выдвинутой министерством иммиграции и гражданства проходной планке 80).
  3. Предлагается новый подход к оценке образования. Получают возможность набрать нужное количество баллов не только люди с высшим образованием, но и те, кто закончил техникум и профессиональное училище или курсы. Это, несомненно, большой шаг вперед, так как позволит гораздо большему количеству людей иммигрировать в Канаду. В качестве минуса следует отметить, что принижено значение высшего образования. То преимущество, которое имели люди с высшим образованием, практически сводится на нет.
  4. Предложено повысить верхний возрастной предел до 50 лет.
  5. Прелагается ввести систему поощрения тем, кто выбирает для жительства районы с низким притоком иммигрантов.
  6. Предлагается продлить до 31 марта 2003 года срок рассмотрения по "старым" правилам всех имеющихся на сегодня в посольствах заявлений, поданных до 31 декабря 2001 года,.
  7. Министерству иммиграции и гражданства дается поручение кардинально пересмотреть свой подход к обработке заявлений и ускорить свою работу с тем, чтобы закончить до 31 марта 2003 года рассмотрение всех дел, находящиеся в настоящее время на рассмотрении в посольствах.
  8. В целях ускорения обработки дел, министерству иммиграции и гражданства рекомендовано расширить практику освобождения от интервью.
Ниже мы приводим более детальное описание рекомендаций, которые касаются категории skilled workers.

A. РЕТРОАКТИВНОСТЬ ЗАКОНА

Комитет рекомендует рассматривать по новым правилам после вступления закона в силу (т.е. после 28 июня 2002 года - прим. редакции) те заявления, которые поданы начиная с 1 января 2002 года, а не с 18 декабря 2001 года, как это предусмотрено министерством иммиграции. Те заявления, что поданы до 31 декабря 2001 года, должны рассматриваться по действущим ныне правилам до 31 марта 2003 года. Отмечается, что министерство должно приложить все силы, чтобы закончить обработку накопившихся заявления по категории skilled workers до 31 марта 2003 года, и что эта задача должна стать приоритетом работы посольств. В противном случае, как отмечает комитет, продление сроков рассмотрения теряет смысл. Комитет особо указывает, что репутация Канады поставлена на кон, она зависит от действий работников министерства, насколько они успешно справятся со своей задачей, и ответственность за это возложена на министерство иммиграции. Рекомендуется пересмотреть процедуру рассмотрения заявлений. В частности, для ускорения процедуры рассмотрения заявлений рекомендуется значительно расширить практику освобождения от интервью. Рекомендуется перераспределить силы сотрудников среди посольств. В частности, коммандировтаь сотрудников из посольств, не сильно загруженных делами, в те, где имеется большое количество дел. Рекомендуется также расширить штат сотрудников там, где их не хватает.

Эти предложения оформлены в рекомендациях под номером 1-5

Рекомендация 1. : Все заявления по категории skilled workers, полученные до 31 декабря 2001 года, должны рассматриваться по существующей системе отбора до 31 марта 2003 года.

Рекомендация 2 : министерство иммиграции и гражданства должно рассматривать находящиеся сейчас в работе заявления по категории skilled workers на приоритетной основе.

Рекомендация 3 : работники каждого из посольств, особенно перегруженных заявлениями, должны пересмотреть свой подход относительно назначения интервью, и решать в каждом случае, действительно ли необходимо назначение интервью или от него можно освободить.

Рекомендация 4 : должны быть созданы специальные команды из специалистов ("SWAT" teams), которые должны посылаться в перегруженные заявлениями посольства, с тем, чтобы обработка всех заявлений была закончена в срок, независимо от места подачи заявления.

Рекомендация 5 : правительство должно увеличить штат работников министерства, для ускорения сроков обработки дел, с тем, чтобы никто из подавших заявление на иммиграцию по категории skilled workers, не пострадал от введения новых критериев отбора.

B. СИСТЕМА НАЧИСЛЕНИЯ БАЛЛОВ

Комитет отмечает, что преложенные министерством иммиграции критерии отбора настолько плохи, что должны быть изменены полностью. Проходная планка 80 баллов названа слишком высокой. Комитет выработал свои рекомендации, которые представил министерству иммиграции и гражданства. Особенно отмечено то, что Канаде нужны квалифицированные специалисты, и новая система отбора должна привлекать, а не отталкивать их. Что очень важно, комитет предупредил министерство о том, чтобы оно со всей серьезностью отнеслись к рекомендациям комитета, так как полумеры комитет не удовлетворят (It should be clear, however, that a piecemeal response from the Department will not be acceptable).

1. Образование

Отмечается, что новая система отбора не дает возможности попасть в Канаду квалифицированным рабочим (то есть лицам без университетского образования), и эта ситуация должна быть изменена. В соответствии с рекомендациями комитета, все, у кого есть образование с продолжительностью не менее одного-двух лет обучения, полученное после окончания средней школы, получают одинаковые баллы. То есть значение высшего образования сильно принижается. Тем самым признается факт того, что Канаде требуются не столько специалисты с высшим образованием, сколько квалифицированные рабочие.

Рекомендация 6 : Должно быть отменено правило оценки уровня образования заявителя исходя из количества лет, потраченных им на обучение.

Рекомендация 7 : Предлагается тем заявителям, у кого есть диплом или сертификат об окончании обучения по профессии, требующего один или два года обучения, давать 15 баллов. При наличии диплома об окончании high school предлагается добавлять еще 5 баллов.
Комментарий : фактически это уравнивает в правах всех, у кого есть хоть какое-то образование после средней школы - и выпускника университета с дипломом Bachelor, и выпускника техникума, и выпускника профтехучилища (если он поступил в него после получения диплома о полном среднем образовании) - всем им дается за образование 20 баллов.

Рекомендация 8 : Тем специалистам, которые имеют два образования уровня Bachelor, следует давать 25 баллов за образование (то есть столько же, сколько имеющим Master's degree).

Рекомендация 9 : пересматривается понятие "full-time study", и определяется, что образование может квалифицироваться как "full-time study", если по нему проводится не менее 12 часов занятий в неделю, включая трудовую практику (co-op programs).
Комментарий : в настоящее время "full-time study" подразумевает 15 часов в неделю, без зачета трудовой практики.

2. Язык

В отчете комитета отмечается, что в предложенных министерством критериях отбора знанию второго официального языка уделено слишком малое значение, что не сответствует признанию важности двуязычия в Канаде. Также отмечается, что разница в начисляемых баллах между уровнем свободного владения языком и уровнем владения языком на хорошем уровне слишком велика. Отмечается, что хорошего (а не обязательно свободного) владения языком достаточно для обживания и обустройства в Канаде.

Рекомендация 10 : рекомендуется ввести 4 уровня знания языка : high proficiency, moderate proficiency, basic proficiency and no ability (высокий, средний, базовый и не владеет).

Рекомендация 11 : рекомендуется начислять 16 баллов за уровень high proficiency, 12 баллов - за уровень moderate proficiency, 4 балла - за basic proficiency. Отмечается, что high proficiency далеко не всегда требуется для успешной адаптации в Канаде, поэтому следует ориентироваться на moderate proficiency и давать за этот уровень больше баллов (12 против 8, предложенных министерством).

Рекомендация 12 : рекомендуется увеличить количество баллов за знание второго официального языка. В частности, рекомендуется давать 8 баллов за уровень владения вторым официальным языком на уровне high proficiency, 6 баллов - за уровень moderate proficiency, и 4 балла - за уровень basic proficiency. Максимальное общее количество баллов, которое может быть начислено заявителю по кртитерию "language", предлагается оставить на уровне 20. "Заработанные" заявителем баллы сверх 20 (например, если он показывает high proficiency уровень по обоим языкам и таким образом должен получить 16+8=24 балла) зачисляются заявителю в другом разделе - приспособляемость (adaptability)

3. Возраст

Рекомендация 13 : Лицам, чей возраст находится в пределах от 21 до 50 лет, должно начисляться 10 баллов. При возрасте, находящемся за пределами этого лимита, идет уменьшение баллов по 2 за каждый год.
Комментарий : таким образом комитетом предлагается увеличить верхний возрастной предел с 44 до 50 лет.

3. Приспособляемость

Комитет считает очень важным наличие этого фактора (который является аналогом действующего ныне фактора personal suitability), так как он позволяет иммиграционным чиновникам принимать положительное решение в тех случаях, когда заявитель немного недобирает баллы по другим критериям, однако он показал, что сможет успешно адаптироваться в Канаде.

Рекомендация 14 : Не начислять 5 баллов за неформальное приглашение на работу.
Комитет принял во внимание тот факт, что выдача неформальных приглашений приведет к мошенничеству в этой отрасли.

Рекомендация 15 : Количество начисляемых баллов за приспособляемость должно быть увеличено с 10 до 15 баллов.

Рекомендация 16 : 5 баллов предлагается начислять тем, кто не имеет официального приглашения на работу, но чья профессия есть в списке наиболее востребованных профессий (в соответствии со специальными соглашениями между министерством иммиграции и профессиональными организациями). В частности, если заявитель удовлетворяет требованиям, предъявляемым к специалистам по пилотному проекту для специалистов в области программного обеспечения, то он получит дополнительные 5 баллов.
Комментарий : таким образом планируют стимулировать в первую очередь приток специалистов, на которых есть повышеный спрос в Канаде

Рекомендация 17 : 7 баллов предлагается начислять тем, кто готов ехать в области с маленьким притоком иммигрантов. Комментарий : таким образом планируют стимулировать заселение удаленных областей. Это важное и логичное нововведение. Очевидно, будет введено ограничение по смене места жительства, если за согласие жить в непопулярных у иммигрантов районах заявителю будут начисляться дополнительные 7 баллов.

Рекомендация 18 : 5 баллов предлагается начислять тем, кого согласились поддержать местные общины и кто имеет план по обустройству в Канаде.
Комментарий : пока не ясно, в чем должна будет заключаться поддержка местных организаций.

Рекомендация 19 : 5 баллов предлагается начислять тем, кто ранее посещал Канаду.
Комментарий : то есть достаточно будет посетить один раз Канаду по турпутевке, чтобы получить дополнительные 5 баллов. Несомненно, это связано с дополнительными затратами, однако может реально помочь получить иммиграционную визу тем, кто недобирает баллы по другим критериям.

Рекомендация 20 : 4 балла будут начислять тому, кто к свободному владению одним официальным языком Канады продемонстрирует еще и свободное владение вторым официальным языком.
Комментарий : Это продолжение Рекомендации ?12. Достаточно малоприменимый бонус, так как свободное владение и английским и французским зыками явление редкое. Тем не менее для тех, кто действительно хочет попасть в Канаду, и недобирает баллы по другим критериям, свободное владение двумя языками может стать реальным шансом набрать нужное количество баллов.

5. Проходной балл

Комитет отметил, что 80 баллов, предложенные министерством иммиграции и гражданства в качестве проходного балла, являются нереалистичными и выразил уверенность, что проходной балл должен быть изменен.

Рекомендация 21 : При использовании критериев отбора, предложенных комитетом, проходной балл должен быть установлен на уровне 70 баллов.

Рекомендация 22 : Через два года министерство иммиграции и гражданства должно проанализировать результаты применения новой системы отбора и
проходного балла и доложить о результатах Парламенту.

6. Таблица начисления баллов

ОБРАЗОВАНИЕ
Максимум 25

Докторантура и кандидаты наук, лица с Master's degree, или со вторым образованием 25

Лица с Bachelor's degree или дипломом учебного заведения, в котором требуется учиться не менее 3 лет 20

Лица с дипломом учебного заведения, в котором требуется учиться 1 или 2 года 15

Диплом High School (средней школы) * 5

* 5 баллов за диплом high school diploma добавляется накопительно только тем, кто учился в учебном заведении, в котором требуется учиться 1 или 2 года

ЯЗЫКИ
1-йязык
2-й язык
Максимум 20**

Свободное владение 16
8

Средний уровень 12
6

Начальный уровень 4
4

Не владеет 0
0

** если количество набранных баллов будет больше 20, то все полученные сверх 20 баллы будут добавляться в категории "Адаптируемость" в разделе "Знание второго официального языка"

ОПЫТ РАБОТЫ
Максимум 20

От одного до четырех лет работы по специальности 5-20

ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ НА РАБОТУ
Максимум 10

Должно быть утверждено в HRDC (Министерство трудовых ресурсов Канады) 10

ВОЗРАСТ
Максимум 10

От 21 года до 50 лет (на момент подачи заявления) 10

Минус 2 балла за каждый год меньше 21 года или больше 50 лет

АДАПТИРУЕМОСТЬ
Максимум 15

Образование супруга или common-law партнера 3-5

Минимум 1 год опыта постоянной работы в Канаде 5

Минимум 2 года обучения в Канаде (после окончания средней школы) 5

Родственники в Канаде 5

Соответствие требованиям специальных программ по профессиям 5

Выбор места поселения в районах с малым притоком иммиграции 7

Поддержка местных общественных организаций и наличие плана по обустройству 5

Знание второго официального языка 2-4

Факт предыдущего посещения Канады (если уже не получены дополнительные баллы за работу или учебу в Канаде) 5

ВСЕГО Максимум 100

ПРОХОДНОЙ БАЛЛ 70

7. Поселенческий фонд (деньги, которые должен ввезти с собой иммигрант)

Рекомендация 23 : Иммигрант должен показать наличие у него средств, достаточных для проживания в течение первых 6 месяцев после приезда в Канаду. В качестве основы для определения этой суммы использовать данные LICO (low income cut-off).
Комментарии : комитет отклонил решение министерства иммиграции и гражданства требовать сумму из расчета 1 года проживания в Канаде в соответствии с LICO. По рекомендациям комитета, требуемая сумма должна составлять примерно 14 тысяч канадских долларов на семью (это примерно то же самое требование, что действует в настоящий момент).

Из других важных рекомендаций, сделанных комитетом, можно отметить предложения по оценке квалификации, полученной за рубежом. Основным моментом является то, что будет требоваться получение подтверждения квалификации в соответствующих профессиональных организациях Канады.

КОММЕНТАРИИ DEST GROUP LTD.

Отношение к рекомендациям, выдвинутых комитетом, двоякое. С одной стороны, они гораздо более реалистичны, чем критерии отбора, выработанные министерством иммиграции и гражданства (которые можно назвать только абсурдными). По крайней мере, они дают реальную потенциальную возможность набрать нужное количество баллов. С другой стороны, если по существующей на сегодня системе "средний" специалист с высшим образованием и двумя-тремя годами стажа работы по специальности, без особого труда, как бы "автоматически", набирает проходной балл, то по новым правилам он уже не будет набирать баллы так легко, а уже при условии приложения экстра усилий. Поэтому, если рассматривать предложения комитета как компромиссный вариант, то можно считать это большим шагом вперед по сравнению с тем, что было предложено министерством иммиграции и гражданства. Если же рассматривать рекомендации абстрактно, не оглядываясь на "творение" министерства иммиграции и гражданства, то они выглядят далеко не бесспорно. Следует отметить, что предложения комитета были приняты по-разному различными партиями. Они подверглись критике со стороны оппозиционных партий. В частности коалиция партий PC-DR высказала резкое несогласие с принципом ретроактивности (в противоположность мнению Canadian Alliance), отмечая, что это подорвет доверие к Канаде и нанесет удар по ее репутации. В целом они охарактеризовали и Bill C-11, и новые предложения комитета нижней палаты как anti-immigration vehicles.

Большим минусом, на наш взгляд, является нивелирование значения высшего образования, которое практически приравнено к профтехучилищу. Другим большим минусом является то, что для набора проходного балла требуется иметь 4 года трудового стажа. Это затрудняет дорогу в Канаду молодым специалистам, то есть как раз тем, кто легче всего адаптируется в Канаде. Это же относится к начислению дополнительных баллов за образование супруги, что принижает шансы тех, кто не имеет супруги (и кто на самом деле значительно быстрее адаптируется в Канаде).

Огромным плюсом является озабоченность комитета сроками рассмотрения заявлений в посольствах. И поручение закончить рассмотрение всех накопившихся дел до 31 марта 2003 года является хорошим сигналом для тех, кто ждет решения в посольстве. Также большим плюсом может стать практика освобождения от интервью (если она будет применяться).

Следует отметить еще один огромный плюс - открывается дорога не только лицам с высшим образованием, но и всем квалифицированным рабочим и техникам. Многие критики современной системы отбора иммигрантов отмечали, что изменения, сделанные в мае 1997 года, полностью перекрыли путь в Канаду "голубым воротничкам", и это наносило Канаде существенный вред, так как потребность в квалифицированной рабочей силе не удовлетворялась. Очевидно, комитет решил исправить это положение.

Самый главный вопрос - будут ли приняты эти рекомендации министерством иммиграции, и в каком объеме. Будем надеяться, что будут приняты в полном объеме. По крайней мере, настрой парламентариев достаточно озабоченный. Они дали понять, что рассчитывают на серьезное отношение со стороны министерства иммграции к их рекомендациям, и что полумеры их не удовлетворят. Теперь остается ждать сообщений из министерства иммиграции и гражданства.

Еще раз хотим особо отметить, что это только предложения. Каковы будут правила и как они будут применяться, с уверенностью можно будет сказать только после 28 июня 2002 года.
 
Главная страница "Морской Петербург" Форум E-mail
 
Размещение информации и рекламы на сайте Морской Петербург
© 2000, 2001, 2002. Авторские права защищены законом.

HotLog Rambler's Top100 Rambler's Top100

Last updating - March 04, 2002
Webmaster
 
Hosted by uCoz