Главная страница "Морской Петербург" Форум E-mail
Морской Петербург – Навигатор моряка по С. Петербургу Письма Статьи Рассказы
 
Главная страница >> Морской Петербург >> Письма/Статьи/Рассказы >> Статья
 
Обсудить статью в форуме

Обмен дипломов – новости из Архангельска

1 февраля вступила в силу Международная конвенция подготовки и дипломирования моряков и несения вахты (ПДМНВ-78/95).

Международная морская организация IMO приняла ее еще в 1978 году, а в 1995 году были внесены существенные поправки, направленные на повышение безопасности мореплавания. Условия конвенции, не имеющей обратного хода, обязались выполнить все страны “белого списка”, то есть те, правительства которых ратифицировали соглашение. В их число входит и Россия: присоединение к конвенции было подкреплено постановлением правительства РФ № 900 от 4 августа 1999 года.

Одним из основных положений  документа является обязательное введение диплома моряка, соответствующего международным стандартам. При чем его получение предполагает  определенный уровень обучения, подготовки и тренинг специалистов, работающих на флоте. Российской Федерацией, в качестве национальных, были утверждены дипломы нового и старого образца с новыми подтверждениями. Но сама инструкция по обмену документов и форма бланков появились лишь прошлой весной, когда до окончания срока обмена дипломов оставалось менее года, хотя руководство IMO категорически заявляло, что дата вступления в силу конвенции не будет перенесена.

И все же,  в отношении приведения к единому стандарту документов моряков  в последний момент было сделано послабление: 25 января подкомитетом Международной морской организации по ПДМНВ был издан специальный циркуляр. Он рекомендует органам контроля государств в срок до 31 июля 2002 года издавать лишь предупреждения и информировать Администрацию флага в случаях, когда документы моряков  соответствуют требованиям, имевшим силу непосредственно до 1 февраля 2002 года, но не соответствуют требованиям ПДМНВ-95.

К руководству IMO с просьбой отложить введение жестких мер к судоходным компаниям, чей персонал не успел сменить дипломы, обращалась не только делегация России, но и нескольких других государств. Поэтому, чтобы избежать массового срыва морских операций, сроки запрета на выход в море обладателям старых сертификатов отодвинуты на полгода. Но нужно отметить, что циркуляр носит лишь рекомендательный характер и юридической силы не имеет, так что, при желании органы портовых служб вправе задержать судно, которое не соответствует требованиям.

В Архангельске оформлением квалификационных свидетельств нового образца с апреля-мая 2001 года занимаются работники дипломно-паспортного отдела Администрации морского порта города и отдел кадров Северного морского пароходства. Уже в самом начале обменной кампании стало очевидно, что за полгода далеко не все моряки Архангельска получат новые дипломы и будут смело заключать контракты. На сегодня документы выданы лишь 65% командного плавсостава. Что касается рядового состава (матросы, мотористы), то среди них счастливых обладателей новых дипломов вообще можно сосчитать по пальцам, так как бланки государственными органами Службы морфлота были получены только в декабре.

Старший специалист Управления кадров ОАО СМП Олег Золотогоров отмечает, что серьезная задержка с выдачей дипломов имеет целый комплекс причин. Первая и главная – легкомысленное отношение самих работников флота, которые уже в первые дни работы дипломных отделов были уверены, что сроки получения квалификационных свидетельств, соответствующих новому мировому стандарту, будут передвинуты. Поэтому до середины осени прошлого года выдача дипломов шла вяло. Бывало, что в день приходили 1-2 человека, и то на “разведку”. Ближе к окончанию срока наплыв увеличился до такой степени, что отдел просто не справлялся с объемом работы.

“Так, с мая по октябрь – за 22 рабочих недели - дипломы получил 381 человек, что составляет 34,57% от общего числа моряков. За оставшиеся 16 недель надо было выйти на цифру 1000 дипломов, - говорит Олег Золотогоров, - но мы не можем до бесконечности увеличивать свою производительность. Технические возможности Управления позволяют заполнять не более восьми дипломов в день,  поэтому на оформление документа уходит не менее 3-х недель”.

Обмен дипломов предполагает серьезную переподготовку, на что также требуется немало времени. Сейчас, чтобы ее пройти, необходимо дождаться своей очереди в центре подготовки при Архангельском мореходном училище, а она расписана на несколько недель вперед. С мая этого года в Архангельске действует морская квалификационная комиссия, созданная при капитане порта. В ее обязанности входит определение компетентности судового персонала, прошедшего проверку знаний и тестирование

Претендовать на обмен диплома невозможно без получения ряда сертификатов, подтверждающих квалификацию специалиста, и медицинского освидетельствования. В соответствии с международными стандартами, четко определенными конвенцией, требования к профессиональным знаниям теории (в том числе и содержания самой конвенции) и практическим навыкам командного состава, серьезно ужесточились. Главным же требованиям является умение обеспечить капитаном  и его помощниками безопасность мореплавания во всех видах судовых работ.

В оформлении необходимых “бумаг” моряков поджидает немало подвохов. В дипломно-паспортный отдел желающий продолжить свою флотскую карьеру должен представить 19 различных документов, в том числе справку о стаже работы на морских судах, некоторые из которых уже списаны или проданы другим портам.

Многим морякам удобнее пройти обязательные виды специальной подготовки в других городах, но не все учебные центры признаны Министерством транспорта РФ. Часть подобных центров имеет право подготавливать моряков лишь по некоторым дисциплинам, а остальные придется досдавать в лицензированном центре за дополнительную плату. Обычной подготовки и диплома недостаточно для работы на танкерах, перевозящих нефть, химические вещества и газы – потребуется свидетельство о спецподготовке.

Кроме того, прохождение курсов, медкомиссии, оформление справок – дело очень дорогостоящее. Далеко не все судовладельческие компании готовы оплатить несколько тысяч рублей, затраченных моряком на получение нового квалификационного свидетельства. Кстати, само оформление диплома стоит более 500 рублей. Профсоюз моряков судился по этому поводу с Администрацией морского порта, но стоимость была лишь незначительно снижена. Поступившие в отделы кадров дипломы для рядового плавсостава стоят более 300 рублей.

И работники дипломно-паспортного отдела СМП, и Архангельского порта, отмечают, что молодые специалисты флота, выпускники училищ неохотно идут за новыми дипломами: пугает волокита, жесткие требования и финансовые затраты, и это при том, что неопытных специалистов берут на суда в последнюю очередь.

Заместитель капитана порта Валерий Большаков считает, что государство и местные органы власти должны найти рычаги воздействия на судовладельцев, чтобы через несколько лет уходящим на пенсию морякам нашлась достойная замена – грамотные и опытные молодые специалисты. Но сегодня крюнинговые компании и суда принадлежат по большей части частным владельцам, поэтому влиять на формирование их кадровой политики  сложно.

Заместитель начальника Архангельского мореходного училища Виктор Галеусов главную проблему видит не в отсутствии у курсантов морской практики – в рамках учебной программы она осуществляется полностью, а в недобросовестном отношении к учебе: “Единицы курсантов учатся на “4” и “5”, поэтому неудивительно, что зачастую учившихся на судоводителей берут лишь матросами и мотористами”. Но моряки, окончившие училища в 70-80-е годы, отмечают, что сегодня объем знаний, требуемый от курсантов, несравнимо больше, чем раньше.

Тем не менее, подтверждать свою грамотность в соответствии с международными стандартами придется каждому, кто хочет работать на флоте – многие крюнинговые компании уже сегодня отказываются работать с моряками, которые по той ли иной причине не получили диплом нового образца.

Из материалов Интернет – сайта:
www.nordmedia.ru

 

 
Главная страница "Морской Петербург" Форум E-mail
 
Размещение информации и рекламы на сайте Морской Петербург


© 2000 - 2002. Авторские права защищены законом.

HotLog Rambler's Top100 Rambler's Top100

Last updating - 03.04.02
Webmaster
 
Hosted by uCoz