Главная страница "Морской Петербург" Форум E-mail
Морской Петербург – Навигатор моряка по С. Петербургу Письма Статьи Рассказы
 
Главная страница > Морской Петербург > Статьи > Старпом, качающий права, останется на суше
 

Старпом, качающий права, останется на суше

РАЗНИЦА

Лет пять-шесть назад, когда российские моряки только-только начали выходить на международный рынок труда, их профессиональный авторитет был непререкаем. Умелые - раз. Дисциплинированные - два. Не филиппинцы и вообще не азиаты, то есть сильнее и выше ростом - три. Можно платить меньше, чем европейцам и американцам - четыре.

Негативные качества стали проявляться позже. Во-первых, российские моряки унаследовали от советских склонность в свободное от вахты время выпить. Во-вторых, многие из них - опять же по старой памяти - любят качать права и искать справедливость. В-третьих, в наших мореходках плохо учили английский. В-четвертых, наши рослее, но не выносливее филиппинцев.

И западноевропейский судовладелец и грузоперевозчик постепенно стал терять интерес к российскому моряку - как к рабочей силе.

Если формально сейчас в России зарегистрировано около 80 фирм по трудоустройству моряков и крюинговых компаний, то фактически действует от силы 3-4 десятка.

Один из самых крупных регионов - с точки зрения экспорта российских моряков - Мурманская область. Вот что рассказала корреспонденту "i" Татьяна КУЦЕНКО, ведущий специалист Миграционной службы Мурманской области.

МОРЯКИ

Всего в Мурманской области зарегистрировано 14 фирм, имеющих право на трудоустройство российских граждан за рубежом. Девять из них занимаются моряками.

Во-первых, это судовладельческие компании, которые отдают свои суда иностранцам в аренду - не только со всем оборудованием, но и с экипажем. Тут народу едет, как правило, много - по 40-50 человек, такую отправку можно спрогнозировать - это не только мотористы, это и командный состав.

Во-вторых, есть крюинговые компании, которые работают по подбору наших моряков для работы на собственно иностранных судах - по заявкам иностранных судовладельцев и грузоперевозчиков. Здесь все сложнее. Кандидата в базу данных, конечно, внесут, но нет никаких гарантий, что кто-то действительно пригласит его на работу. Требования с каждым днем ужесточаются, помимо языка и компьютера, нужны профессиональные знания, масса всевозможных допусков, умение работать со сложной аппаратурой.

Вот, например, норвежцы, нанимая персонал для плавания под своим флагом, требуют подтвердить все квалификационные документы в консульских службах и пройти специальное медицинское освидетельствование у врача консульской службы Норвегии. Без этого - не возьмут. Тут у рядовых матросов-мотористов шансов почти нет, нужен комсостав - старпомы, стармехи, капитаны.

Но если возьмут - зарплата на судах второй группы намного выше, чем в первом случае.

ОТЗЫВЫ

Обычному моряку попасть на судно под иностранным флагом довольно трудно. Кому это удалось хотя бы однажды, изо всех сил старается там удержаться. На судне действует система отзывов: каждый месяц капитан составляет и отсылает в крюинговую компанию что-то вроде отчета о работе того или иного члена экипажа. С теми, кто не очень хорошо себя зарекомендовал, контракт на следующий срок просто не заключат.

Помимо моряков едут работать на иностранных судах геофизики и геодезисты из Мурманска. Правда, в очень небольших количествах - по два-четыре человека в год. Эта практика, начавшаяся еще в советские времена, когда по контракту с Великобританией специалисты из нашего мурманского НИИ геофизики отправлялись в экспедиции на британских сейсмосудах. Теперь НИИ геофизики передала эти свои полномочия ООО "Геотекперсонал". Требования к кандидатам для работы в качестве научных сотрудников высоки: стаж не менее 5 лет, профильное образование, безукоризненное знание английского языка.

Если же говорить о новых предложениях, то напомню, что не так давно "Лукойл" купил акции Мурманского пароходства. Намечается строительство нефтеперерабатывающего завода и разработка новых нефтяных платформ в Баренцевом море - но не норвежских, а наших, российских.

Записала Надежда КУБАСОВА

//Из архивов газеты "iностранец"//

 
Главная страница "Морской Петербург" Форум E-mail
 
Размещение информации и рекламы на сайте Морской Петербург


© 2000, 2001, 2002. Авторские права защищены законом.

HotLog Rambler's Top100 Rambler's Top100

Last updating - March 31, 2002
Webmaster
 
Hosted by uCoz