Главная страница "Морской Петербург" Форум E-mail
Морской Петербург - навигатор моряка "Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство."
Объявление в офисе m/t "Front Fighter"
 

Почему вместо запчастей привезли кофе со сливками?

 
 

Хороший парень КрузЯ работаю по контрактам на судах иностранных компаний уже более десяти лет. Хорошо помню первый контракт, поскольку сильными были впечатления от смены обстановки. Весь комсостав, включая повара и боцмана, были греки, среди которых и пришлось жить в течение шести месяцев. С первых минут общения с этими людьми бросились в глаза их свободная, независимая манера общения и непринужденность обстановки на судне. Тогда же я обратил внимание, что с самого начала их привлекло что-то в нашем поведении, что-то такое, что было нашим минусом и что мешало нам быть полноценными, что ли среди них. Некоторое время они присматривались к нам (нас было двое русских в экипаже), но, очень скоро, начали относиться к нам как к бесправным крепостным.

Во время стоянок в портах, на судно приходили люди различных национальностей и должностей. Они общались с нашими греками на равных, придерживаясь каких то общепринятых правил поведения, которые позволяли им понимать друг друга на бессознательном уровне. Что же объединяло их всех - представителей разных культур и религий и превращало нас в людей, к которым относились, в лучшем случае, с сочувствием. Я так и не разгадал тогда эту загадку, и все шесть месяцев контракта мы прожили обособленно от греческой части экипажа. Я подразумеваю здесь духовную обособленность. На физическом уровне все было нормально – мы не только исправно посещали массовые мероприятия, но и работу свою мы делали неплохо.

Если на первом судне нас было двое, то во время последующих контрактов мне пришлось жить и работать в экипажах, где не с кем было словечком перемолвится на родном языке. На первых порах языковой барьер служил препятствием нормальному общению, а со временем выработалась привычка – по возможности меньше говорить и больше наблюдать и слушать. Благодаря этой хорошей привычке я постепенно начал все больше и больше понимать тех, с кем приходилось жить и работать. В ответ на понимание я начал чувствовать их расположение к себе и доверие. Постепенно мы становились друзьями.

В первые годы работы по контрактам на судах иностранных компаний, при виде русского судна, воображение рисовало идиллические картинки. Я представлял себе: как профессионалы высочайшего класса (так на закате помполитовской эры писали малотиражки издаваемые при пароходствах) умело обслуживают и ремонтируют механизмы; доброжелательную атмосферу, которая царит в экипаже; наваристый борщ на обед и т.д. и т.д. и т.д.

И вот однажды, через 4-5 лет работы по контрактам, судьба предоставила случай - мне предложили работу в русском экипаже. Поскольку обещанная зарплата была существенно выше той, которую я получал ранее, то согласился не раздумывая.

На судно мы приехали экипажем в полном составе и в течение дня заменили наших предшественников. Первое впечатление по прибытии – общий вид палубы и машинного отделения был неплохой, а вот внутренние помещения надстройки в том числе и жилые выглядели просто убого. Наличие расходных материалов, продуктов питания, ЗИП было на критическом минимуме. Украдено было практически все, что могло пригодиться дома и было не тяжело везти – кисточки, изолента, канцелярия, мелкий инструмент. Даже трудно представить, что было вывезено в чемоданах уехавшего экипажа. Ограничение веса перевозимого багажа на самолетах спасло судно от полного разграбления. Известны случаи когда народ тащил стиральный порошок, моторное масло для машины, сломанную судовую аудио-видео технику и т.д. Все это тащилось в аэропорт, а когда заставляли доплачивать за перевес, то заботливо упакованное добро оставлялось тут же в аэропорту. Представьте картину как анти террористическая группа одного из зарубежных аэропортов вместо искомой бомбы обнаруживает в запечатанной коробке пачки стирального порошка и мыла заботливо переложенные кисточками и изолентой.

Спустя несколько дней после начала контракта судно пришло в портовый город, где я живу. За те несколько дней, которые предшествовали заходу в порт, ничего особенного не произошло - люди только еще привыкали друг к другу, но как сильно было необъяснимое желание позвонить в агентство и попросить замену, тем более что случай был подходящий для этого – стоянка в порту предполагалась не менее недели.

Последующие 5 месяцев контракта стали настоящей школой, по окончании которой я сдал экзамен – я нашел ответ на вопрос, который мучил меня на протяжении нескольких лет.

На том судне я успешно справился со своими служебными обязанностями, и никого не подвел, а некоторое время спустя меня приглашали вернуться. Пишу это для того, что бы показать, что на физическом уровне все было нормально, но на уровне бессознательного между теми людьми и мной была стена отчуждения; незаметно для себя я оказался на другой стороне.

Так чем же отличались мы с приятелем в том далеком 1991 году от греков? Ответ на этот интригующий вопрос банально прост. Мы были слишком разными и разница между нами и греками была такой же, какой она была между свободными людьми и рабами во времена древней истории.

Первое, что режет глаз на судне возглавляемом капитаном взращенным Советской системой (имеется в виду СССР) – это убогость питания. Происходит удивительная метаморфоза – продукты питания сразу же куда-то исчезают, и начинается жесткая экономия. Камбуз немедленно закрывается на замок, не говоря уже об артелке. Но раньше продуктов исчезает кофе, запас которого, как выясняется, остался только для лоцманов и на представительские цели. Прямо как во времена развитого социализма. Следующее радикальное изменение – это забываются выходные и праздники. Такое понятие, как сверхурочные часы работы приобретает новое толкование в стиле а-ля Павка Корчагин. Нормальная жизнь медленно день за днем превращается в борьбу. Хотелось бы упомянуть здесь и хроническое отсутствие запасных частей и инструментов.

Получая зарплату в тысячи долларов и распоряжаясь судьбами пары десятков членов экипажа вверенного им судна эти люди продают душу за тридцать серебренников. Часто причиной отсутствия элементарных вещей на судне является не копеечное воровство, а вопиющая некомпетентность как в профессиональном плане, так и в неумении общаться с представителями офиса компании.

Унижение человеческого достоинства – это норма нашей жизни. Мы настолько привыкли к этому, что даже не задумываемся о том, есть ли какая то связь между заходом судна в российский порт, приездом жены капитана на джипе, и началом кофейной экономии.

Насколько должен человек презирать окружающих, что бы даже не заботиться о том, что о нем подумают. Хотя, нужно отдать должное, заботятся - следующим ходом в цепи событий будет естественным желание узнать, в целях собственной безопасности, о настроениях в экипаже. Желающих донести на ближнего своего всегда хватает. С этого момента весь экипаж попадает во власть непорядочного человека – стукача, поскольку тот подает информацию, так как считает нужным.

Поскольку любой член экипажа может быть списан по надуманному поводу, в воздухе витает страх, а на судне возникает склока. Экипаж делится на группки, собирающиеся на тайные вечери за закрытыми дверьми кают с притушенным светом. У каждого одна цель - спокойно дотянуть до конца контракта, получить свои деньги и свалить. В таких условиях человек теряет свое достоинство и превращается в куклу-марионетку.

Иногда у человека сдают нервы и тогда он оказывается один на один против своры послушных исполнителей " хозяина ". В такой ситуации может произойти все что угодно. Был случай, когда для того чтобы расправиться с неугодным вторым помощником, матросы во время погрузки балкера давали ему неверные замеры балластных танков. В результате осадка судна получилась больше допустимого для захода в порт выгрузки. Часть груза пришлось выгружать в другом порту. Компания потерпела большие убытки, а второй помощник капитана был списан не смотря на то что на западном флоте за погрузку судна всецело отвечает старший помощник.

Уже на другом судне, где я был один русскоговорящий в экипаже, мы зашли в Венесуэльский порт. Венесуэлец, который по долгу работы часто бывает на судах, спросил меня: " Почему, когда в экипаже небольшое число выходцев из республик бывшего СССР, то они веселые добрейшие люди, а если экипаж полностью русскоязычный, то все ходят хмурые и подавленные?" Что я мог ответить ему? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности и поиски нужно начинать с корней - нашей истории. Возможно с того, что на протяжении более двух сот лет дикие монгольские кочевники решали, кто из русских князей станет царем, а кому быть казненным. В связи с этим уместно вспомнить и Великого князя Иоанна Даниловича (Калита), который опередил по дороге в Орду своего Тверского родственничка, одарил подарками хана и оговором получил право на престол, а Тверского князя, тем самым, приговорил к смерти. А откуда взялось откровенное угодничество перед любым иностранцем и презрительное: " Подумаешь, барин выискался" - для себе подобных.… Вот и я о том же. Ведь не барин же – моряк и без кофе перебьется, и поработает лишнего без оплаты, а будет много разговаривать, используют как " туалетную бумагу " и поминай как звали. Пускай потом доказывает, что не верблюд.

Вечно вы всем недовольныеКак-то раз довелось мне обедать в компании русского капитана и представителя фирмы фрахтователя из Нью Йоркского офиса. Прежде, чем продолжить рассказ, отмечу, что вдобавок к хорошей традиции всегда иметь на обеденном столе соль, перец и горчицу, во многих европейских странах и Северной Америке принято, что бы в непосредственной близости от обедающих находились с десяток бутылочек и пузырьков с различными соусами, приправами и кетчупами с различными вкусовыми добавками. Обыкновенной горчицы, кстати, ставится на стол, как минимум, два сорта – английская, французская, а в Северной Америке еще и горчица с медом. Так вот, обедаем мы себе молча за столом, покрытым несвежей скатертью, старательно пережевывая что – то без названия, как капитан решил толи разрядить неловкость затянувшегося молчания, толи захотелось побыть светским львом и показать свою хлебосольную натуру. В общем, он берет стоящую на столе в гордом одиночестве бутылку кетчупа и, протягивая ее американцу, молвит на невнятном английском языке буквально следующее: " Не хотите ли кетчупа? Некоторым людям нравится". Когда я услышал это, мне нестерпимо захотелось хохотать. Я смотрел в тарелку и с трудом сдерживал смех, признаки которого не возможно было убрать с лица. Еще, мне нестерпимо захотелось увидеть реакцию американца. Он, в сою очередь, в ответ на мое поднятие головы посмотрел на меня и наши взгляды на мгновение встретились. На его лице можно было видеть страдания вызванные окружающим его идиотизмом и легкую благодарность за то, что здесь, в стране-зазеркалье, где он чувствует себя как инопланетянин, хоть кто-то дает ему понять, что он не совсем одинок.

Вместо эпилога.

Наш экипаж - семьяНаше судно работало в Африке регулярно делая заход в порт, где хорошо налажены контейнерные перевозки. Поскольку рейс затягивался, в офисе компании созрела мысль прислать снабжение контейнером. На судне были составлены детальные заявки на снабжение. В то время когда заявки обрабатывались в офисе компании, пришло известие, что скоро судно пойдет в родной порт. Компания, естественно, попросила урезать заявку до минимума и оставить в ней только самое необходимое, без чего нельзя обойтись. В скором времени контейнер был доставлен из Канады на судно. Столь необходимые для машины фильтры, прокладки, пара насосов и прочее нужное снабжение терялись среди коробок с питьевой водой, расфасованной в пол-литровые пластиковые бутылки. Так же там был кофе и сливки для приготовления кофе. Заметьте, что запас питьевой воды в бутылках на судне был вполне достаточный для двух недельного перехода, однако та вода была расфасована в двух литровые бутылки, которые неудобны для индивидуального пользования. Идея переливать воду из больших бутылок в маленькие не возникла ни у кого кроме меня. Как эта идея пришла мне в голову, так же и ушла... Хорошо когда можно просто жить не устраивая суету по мелочам.

Геннадий Васильев.
Судовой электромеханик.


 

Главная страница "Морской Петербург" Форум E-mail
© 2000, 2001. Авторские права защищены законом.

Last updating - August 20, 2001
webmaster
Hosted by uCoz